F3055A36-F185-4DC0-8FD7-A0DC27F54559Залогом успешного обучения детей в школе является сформированность процессов письма и чтения (т.е. письменной речи).
Основными условиями овладения навыком письма являются:
u сформированность звуковой стороны речи (устной речи);
u сформированность фонетико – фонематической стороны речи;
u сформированность пространственных представлений;
u сформированность зрительных функций;
u сформированность мелкой моторики.
Работа по данным разделам проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду с соответствующим усложнением по возрастам.
Сформированность звуковой стороны речи – правильное произношение всех групп звуков.
Начальный этап – артикуляционная гимнастика, с помощью которой формируется правильное произношение звуков. Затем – автоматизация поставленных звуков.
Сформированность фонетико – фонематической стороны речи – умение выделять заданный звук из ряда звуков, на фоне слова (определение наличия звука в слове). Это выделение ударного гласного звука в слове, выделение первого согласного звука из слова, определение места звука в слове.
Игры, которые можно использовать для малышей:
- «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук …»;
- игры на звукоподражание;
- игра «Подскажи словечко»;
- игра на наличие звука в слове (начальная позиция)
Сформированность пространственных представлений.
Если у ребенка своевременно не будут развиты пространственные представления, это может привести, например, к нарушению считывания текста с листа при обучении в школе. Такой ученик будет пытаться читать строчки текста и решать математические примеры не слева направо и сверху вниз, а наоборот - справа налево и снизу вверх (зеркалить). Такое нарушение восприятия информации затруднит понятийное понимание текста и правильное решение задачи. Кроме того, возникнут трудности с изучением геометрии, физики, литературы, предметов, которые требуют хорошо развитых пространственных представлений.
Развитие пространственной функции необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево - право, верх-низ, перед - зад.
«Пространство листа». Взрослый показывает на пространстве альбомного листа, как надо размещать рисунки, работу следует начинать с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки (чтобы работа выполнялась строго внутри) и показать стрелками направления движения глаз.
«Карточки». Подготавливаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик). Задания:
• нарисовать фигурку (написать букву) справа или слева от вертикальной линии;
• положить кружок, справа от нее - крестик, слева от крестика поставить точку;
• нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок;
• нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку;
• определить правую и левую стороны предмета. Взять книгу обеими руками и показать ее правую и левую стороны; определить правую и левую стороны предмета, который лежит на столе.
В младшем возрасте рассматриваются понятия: верх – низ, впереди – сзади.
Сформированность зрительных функций.
Моторика глаз - неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Зрительное восприятие - необходимое условие успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.
Глазодвигательные упражнения. Исходное положение - лежа, сидя или стоя. Голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой.
Упражнение. Отрабатываются движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям), а также сведение глаз к центру. Каждое движение - в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению - выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем локтя и, наконец, около переносицы. Чтобы привлечь внимание детей, взрослый использует какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, свечи, фонарики и т.д. В начале освоения упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигают его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой и, наконец, обеими руками. Также при развитии зрительных функций можно использовать следующие игры:
- «Четвертый лишний»;
- «Что изменилось?»;
- «Чего не стало?»;
- игры на различение цвета и формы
Сформированность мелкой моторики.
Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите малыша показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами - это говорящий ребенок. Если же мышцы пальцев напряженны, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста.
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Простейший метод тренировки - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка. На этом упражнении еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки - «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», - которые по сей день мы применяем на практике.